Клеточное строение листа — урок

Урок-исследование по теме “Клеточное строение листа”

Разделы: Биология

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Триединая цель урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с клеточным строением листа; установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми им функциями; продолжить формирование умения приготовления микропрепарата и работа с ним.

2. Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, познавательный интерес, исследовательские умения.

3. Воспитательная: воспитывать чувство сопереживания, самоконтроля, культуру труда.

Оборудование: презентация, готовые микропрепараты, микроскопы.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

– строение и функции кожицы листа;

– роль устьиц в жизни растений;

– особенность строения столбчатой ткани;

– характерные признаки губчатой ткани;

– строение проводящих пучков жилок листа;

– значение слов кожица листа, устьица, столбчатая и губчатая ткани, межклетники, проводящие пучки, мякоть листа, осмос, транспирация.

Учащиеся должны понимать:

– зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц;

– что осмотическое давление неодинаково у различных растений и в клетках разных органов одного и того же растения.

2. Введение в урок. Создание проблемной ситуации.

3. Изучение нового материала.

5. Тестовый контроль.

7. Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

1. Оргмомент (отметить отсутствующих учеников в журнале, визуально проверить готовность к уроку, словами “В добрый путь” психологически настроить на урок).

2. Введение в урок.

1. Какой орган растения Вы изучаете? (Лист)

2. Какую важную работу (функцию) выполняет лист? (Участвует в фотосинтезе, газообмене, испарении воды)

Создаю проблемную ситуацию. Вы хотите узнать, какие особенности внутреннего строения листа помогают выполнять ему эти функции? (“Да”)

Для ответа на этот вопрос мы с Вами должны изучить клеточное строение листа, поэтому тема нашего урока “Клеточное строение листа”. (Слайд 2).

Прошу учащихся помочь мне сформировать цель урока.

Цель урока: выяснить, как клеточное строение листа соответствует его функции. (Слайд 2).

Для того, что бы изучить клеточное строение листа, нам необходимо его исследовать. (Слайд 3). Поэтому у нас не просто урок, а урок-исследование. Представьте себе, что мы с Вами находимся в научно-исследовательской лаборатории. Я главный сотрудник лаборатории, а Вы мои помощники. Действительно помощники, так как вместе с Вами в нашей лаборатории мы заранее приготовили микропрепарат кожицы листа для исследования на уроке.

Вспомните, как Вы готовили микропрепарат (ответы учеников).

Напомните правила работы с микроскопом (ответы учеников).

Приступаем к исследованию.

Для того, что бы у Вас было представление, какие клетки входят в состав листа, откройте учебник страница 118 рис. 84. Ответьте на вопрос, какие клетки образуют внутреннее строение листа?

Исследование начнем с клеток кожицы листа.

1. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение.

  • На какие уже известные вам клетки они похожи?
  • Почему они бесцветные и прозрачные?
  • Какую функцию они выполняют?
  • Посмотрите, оболочки клетки плотно прилегают друг к другу?
  • Какое это имеет значение для листка?
  • Группы клеток имеют одинаковое строение и выполняют одну и туже функцию – называют тканью. Какой тканью образованы клетки кожицы? (Покровная).
  • Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы увидели другие клетки? (Да). Они получили название устьичные клетки. (Слайд 4).

2. Найдите устьичные клетки? Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы листа? (Слайд 5).

Я показываю слайд и рассказываю о строении устьиц, их количестве на разных листовых пластинках, тем самым подвожу к вопросу о значении устьиц для листка. (Слайд 6).

Я рассказываю о нахождении устьиц у сухопутных растений, водных растений, плавающих на поверхности воды, также на подводных листьях. (Слайд 7).

3. Физкультминутка для глаз.

4. Зарисуйте кожицу листа под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам. (Рабочая тетрадь 42 с. Задание 81).

5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.

Продолжаем наше исследование.

  • Какие клетки находятся под верхним слоем кожицы? (Клетки мякоти).
  • Верхние два слоя клеток получили название “столбчатая ткань”.
  • Почему они получили такое название? (Клетки расположены вертикально в виде столбиков).
  • Клетки, которые прилегают к нижней кожицы, образуют губчатую ткань. Как Вы думаете, почему ее называют губчатой тканью? (Клетки более круглые, неправильной формы, неплотно прилегают друг к другу).
  • Как называется пространство между клетками? (Межклетники).
  • Как Вы думаете, чем они заполнены? (Воздухом, парами воды).
  • Какие клетки столбчатой или губчатой ткани имеют более зеленую окраску? (Клетки столбчатой ткани).
  • Какое вещество придает им зеленую окраску? (Хлорофилл, который находится в хлоропластах).

Основная функция этих клеток – фотосинтез.

Столбчатая и губчатая ткани являются разновидностью основной ткани. (Фотосинтезирующей).

Клетки мякоти листа – основная ткань.

Вывод: мы выяснили, как строение клеток соответствует выполнению функции основной ткани?

Исследуем жилки листовой пластинки. (Слайд 8).

Вспоминаем особенности строения сосудов, ситовидных трубок, какую выполняют функцию и какой образованы тканью.

Жилки листка прочные, удерживают листковую пластинку, придают листку прочность. (Слайд 9). Как Вы думаете, с какими особенностями строения клеток это связано? (В каждой жилке проходит пучек волокон, клетке с крепкими оболочками, и толстыми стенками).

Исследование завершено, цель урока мы достигли? (Да).

Что мы выяснили? (Ответы учащихся).

Учитель подводит итоги исследования.

Закрепление пройденного материала.

1. Какие клетки образуют листовую пластинку?

2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?

3. Что такое устьица и где они расположены?

4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?

5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?

6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

Найди ошибки (Игра “капитан Врунгель”)

(Клеточное строение листа)

1. Клетки кожицы образованы механической тканью, они пропускают свет и выполняют защитную функцию.

2. Устьичные клетки выполняют защитную функцию.

3. Клетки мякоти листа состоят из сосудов и ситовидных трубок.

4. Клетки мякоти листа имеют зеленый цвет, так как в них содержится хлорофилл.

5. Межклетники заполнены воздухом.

6. Волокна, которые входят в состав жилок листа, выполняют проводящую функцию.

Тестовый контроль с последующей взаимопроверкой.

Клеточное строение листа

1. К какому типу тканей относится кожица листа?

Б) проводящая ткань;

В) механическая ткань.

2. Какую функцию выполняют устьица листа?

3. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?

4. Какие клетки листа пропускают свет?

Б) ситовидные клетки;

5. В каких клетках находятся хлоропласты?

Б) в межклетниках;

В) в клетках мякоти листа.

1. Где расположены клетки устьиц?

Б) в клетках мякоти;

2. Чем отличается губчатая ткань от столбчатой?

3. В каких клетках находятся хлоропласты?

Б) в межклетниках;

В) в клетках мякоти листа.

4. К какому типу тканей относится кожица листа?

Б) проводящая ткань;

В) механическая ткань.

5. Какую функцию выполняют устьица листа?

Рефлексия (что нового узнали на уроке).

Подведение итогов: Дать характеристику работы учащихся на занятии.

Домашнее задание: поставить опыт с последующим наблюдением с. 119. Выполнить творческое задание: текст из 4-5 предложений и в 2-х из них допущены ошибки.

Конспект урока по теме “Клеточное строение листа”

Разработка урока по биологии в 6-м классе “Клеточное строение листа”

Цели: дать представление учащимся о клеточном строении листа.

· Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.

· Развивающие: устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию. Развивать креативность, критичность, внимание и память.

· Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”.Форма работы – группы, в парах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Планируемые достижения учащихся на уроке.

Личностные: должен быть сформирован познавательный интерес и мотив к изучению органов растений на клеточном уровне; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные: уметь анализировать, строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение научными терминами.

Предметные: осознание значимости и важности всех живых объектов в природе, необходимости защиты окружающей среды; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; умение сравнивать биологические объекты, выявлять изменчивость органов растений и их приспособление к разным средам обитания.

Читайте также:  Алоэ: выращивание в домашних условиях и уход

Оборудование: Силуэты листьев, живые комнатные растения, ноутбук с проектором, презентация “Клеточное строение листа”, печатные рабочие тетради по биологии. Автор В.В. Пасечник, гербарный материал, учебники.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме “Клеточное строение листа” »

Цели: дать представление учащимся о клеточном строении листа.

Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с их функциями; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом.

Развивающие: устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию. Развивать креативность, критичность, внимание и память.

Воспитательные: формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к родной природе.

На уроке формируются компетентности учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема “вызов – осмысление – размышление”. Стратегиями урока являются основные приемы – кластер и таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”.Форма работы – группы, в парах. Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Планируемые достижения учащихся на уроке.

Личностные: должен быть сформирован познавательный интерес и мотив к изучению органов растений на клеточном уровне; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные: уметь анализировать, строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение научными терминами.

Предметные: осознание значимости и важности всех живых объектов в природе, необходимости защиты окружающей среды; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; умение сравнивать биологические объекты, выявлять изменчивость органов растений и их приспособление к разным средам обитания.

Оборудование: Силуэты листьев, живые комнатные растения, ноутбук с проектором, презентация “Клеточное строение листа”, печатные рабочие тетради по биологии. Автор В.В. Пасечник, гербарный материал, учебники.

Ход урока I. Приветствие П. Актуализация знаний

Используя гербарный материал, отобрать растения с разными видами листорасположения

Показать на ветке супротивное листорасположение, очередное, мутовчатое. Привести примеры растений.

Отобрать растения с черешковыми листами и сидячими.

Отобрать растения с простыми и сложными листьями.

Нарисовать листья с дуговым, параллельным и сетчатым жилкованием. Привести примеры растений.

Работа в парах: на слайде задание – вставьте пропущенные буквы:

Межд. узлие, супр . тивное, п. бег, в. г. тивные, г. н. р. тивные, лист. вая, ж. лки, дуг.. .вое ж. лк.. .вание, хл.. .р.. .филл. (проверка в парах)

Стадия “Вызов”

При подготовке к уроку у меня родились такие строки:

Итак, продолжим наш урок,
Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.
Какую тайну лист скрывает?

Напишите в схеме всё, что мы изучили о листе.

Что ещё нужно изучить, чтобы у вас полностью сформировались знания о листе?

На стадии вызова предлагается по схеме – кластеру, размещенному на доске, назвать тему урока и обосновать свой выбор. (Записывают тему урока)

В тетради чертят таблицу и заполняют 1 графу

Урок «Клеточное строение листа»

Урок биологии в 6 классе. «___» ________________ 20_____ г.

Клеточное строение листа.

Цель. Способствовать формированию представления о клеточном строении листа; создать условия для формирования умений определять взаимосвязь строения листа с выполняемой функцией .

Обучающие. Дать представление учащимся о клеточном строении листа; показать зависимость строения листьев от условий произрастания.

Развивающие. Развивать умение работать с полученной информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные. ; воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство.

Обучающиеся узнают: строение и функции кожицы листа, роль устьиц в жизни растений, строение устьиц, особенность строения столбчатой ткани, характерные признаки губчатой ткани, строение проводящих пучков жилок листа; определять понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья».

Обучающиеся научаться: выявлять и объяснять закономерности зависимости клеточного строения листа от среды обитания.

Познавательные УУД: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение; сформировать умение владеть смысловым чтением.

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; выражать свои мысли и идеи.

Проявление ответственного отношения к учению, готовность сотрудничать товарищами в процессе овладения знаниями, развитие устойчивых познавательных интересов.

Какие функции выполняет лист?

Чем простые листья отличаются от сложных?

Как можно по жилкованию определить принадлежность растения к однодольным или двудольным?

Биологический диктант. (слайд2)

1. Наземный орган, улавливающий солнечный свет.

2. Уплощенная часть листа.

3. Узкая стеблевидная часть листа.

4. Листья, у которых одна листовая пластинка.

5. Жилкование листьев, при котором жилки расположены параллельно одна другой.

6. Жилкование листьев, при котором жилки многократно ветвятся и образуют сплошную сеть.

7. Листья с несколькими листовыми пластинками на общем черешке.

Из предложенных объектов отберите листья: (слайд 3)

В) с параллельным жилкованием

Д) простой лист с сетчатым жилкованием

Е) дуговое жилкование

Изучение новой темы.

На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Но что же у листа внутри?

Из чего он состоит?

Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.

Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Клетки листа различаются по форме и размерам).

С чем связано различие формы и размеров клеток листа? (Это связано с различием выполняемых функций).

Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям? (ткань)

Самостоятельная работа с учебником стр. 37.

Учащиеся заполняют таблицу из первых четырех колонок. (слайд 4)

Клеточное строение листа.

Название части листа

Примечание. (комментарий учителя)

Тонкие прозрачные клетки

Предохраняет лист от повреждений и высыхания.

Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей. Некоторые растения могут иметь еще и кутикулу.

Кутикула – это защитная пленка из воскообразного жироподобного вещества кутина. Кутикула предохраняет листья от солнечных ожогов и сильного испарения.

Устьица состоят из 2 замыкающих клеток, между которыми есть устьичная щель.

В лист проникает воздух и испаряется вода.

Устьица обычно расположены на нижней части листа, у водных растений – на верхней, у листьев, расположенных вертикально, – на обеих сторонах.

Столбчатая – одинаковой величины столбики.

Губчатая – округлой или неправильной формы клетки, неплотно прилегающие друг к другу.

Строение листа зависит от условий, в которых произрастает растение.

– освещенные места – небольшие листовые пластины.

– затенённые места – большие но тонкие и нежные.

У светолюбивых столбчатые клетки располагаются в несколько рядов, очень много устьиц.

У теневыносливых столбчатых клеток мало, или совсем нет, хлоропласты крупные, хлорофилла много.

Волокна – вытянутые клетки с толстыми стенками

Проводящие пучки окружены механической тканью, придающей им эластичность и прочность

Сосуды – состоят из неживых клеток с разрушенными мембранами в местах соприкосновения друг с другом.

Передвижение воды и минеральных веществ.

Ситовидные трубки – живые длинные клетки, поперечные перегородки пронизаны узкими каналами

Передвижение органических веществ

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот (Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! ( Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. ( Дети садятся на свои места)

Первичное закрепление знаний.

Лабораторная работа «Клеточное строение листа» (стр. 39) (слайд 9 )

Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Лист герани», «Лист камелии»

1. Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?

3. Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение?

4. Найдите проводящие пучки листа? Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.

Читайте также:  Как поливать фиалки комнатные по всем правилам

5. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте все необходимые подписи.

Выберите один правильный ответ.

A. Придают листу прочность

Б. Проводят растворы питательных веществ

B. Осуществляют фотосинтез

Г. Проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность

2. Кожица листа – это ткань:

3. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:

В. Механической и проводящей

4. Световой лист, в отличие от теневого:

A. Имеет более светлую окраску

Б. Содержит меньше хлорофилла

B. Имеет несколько слоев столбчатых клеток

Г. Все утверждения верны

5. Установите соответствие между листьями растений, и расположением устьиц на листовой пластинке.

Растения Расположение устьиц

1. Лист березы A. Устьица находится на нижней стороне листа

2. Лист кувшинки Б. Устьица отсутствуют

3. Водный лист стрелолиста B. Устьица находятся на верхней стороне листа

“Клеточное строение листа” Урок биологии 6 класс.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок биологии 6 класс ” Клеточное строение листа”. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация к уроку биологии 6 класс1.11 МБ
test_k_uroku_biologii_6_klass_na_temu.docx14.49 КБ
konspekt_uroka_biologiifgos.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Клеточное строение листа. Урок биологии 6 класс. Выполнила Кольцова Ольга Павловна учитель биологии ГБОУФМЛ№366,Московского района Г.Санкт -Петербурга

Ключ к тесту для взаимопроверки. «5»-правильных ответов -16-14 «4»- правильных ответов -13-10 «3»- правильных ответов -9-6 «2»-правильных ответов менее 6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 D C B C B C B D B C B A C D A A

Клеточное строение листа. Тема урока:

Клетки кожицы листа.

Снаружи лист имеет кожицу (покровную ткань), которая защищает его от неблагоприятных воздействий внешней среды: от высыхания, от механических повреждений, от проникновения к внутренним тканям болезнетворных микроорганизмов. Клетки кожицы живые, по размерам и форме они разные. Одни из них более крупные, бесцветные, прозрачные и плотно прилегают друг к другу, что повышает защитные качества покровной ткани. Прозрачность клеток позволяет проникать солнечному свету внутрь листа.

Другие клетки более мелкие, в них имеются хлоропласты, придающие им зелёный цвет. Эти клетки располагаются парами и обладают способностью изменять свою форму. При этом клетки или отдаляются друг от друга, и между ними появляется щель, или приближаются друг к другу и щель исчезает. Эти клетки назвали замыкающими, а возникающую между ними щель – устьичной . Устьице открывается, когда замыкающие клетки насыщены водой. При оттоке воды из замыкающих клеток устьице закрывается.

Основная ткань листа( мякоть). Столбчатая ткань – основная ткань, клетки которой имеют цилиндрическую форму, плотно прилегают друг к другу и расположены с верхней стороны листа (обращённой к свету). Служит для фотосинтеза. Каждая клетка этой ткани имеет тонкую оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласты, вакуоль. Наличие хлоропластов придаёт зелёный цвет ткани и всему листу. Клетки, которые прилегают к верхней кожице листа, вытянуты и расположены вертикально, называют – столбчатой тканью.

Губчатая ткань – основная ткань, клетки которой имеют округлую форму, расположены рыхло и между ними образуются крупные межклетники, также заполненные воздухом. В межклетниках основной ткани накапливаются пары воды, поступающие сюда из клеток. Служит для фотосинтеза, газообмена и транспирации (испарения).

Проводящая ткань листа. Проводящая ткань – основная ткань листа, пронизанная жилками. Жилки – это проводящие пучки, так как они образованы проводящими тканями – лубом и древесиной. Клетки вытянуты в длину, и в том месте, где они соприкасаются друг с другом короткими сторонами в оболочках, имеются небольшие отверстия. Через отверстия в оболочках раствор сахара переходит из одной клетки в другую. Ситовидные трубки приспособлены к передаче органического вещества на большое расстояние. Плотно по всей длине к боковой стенке ситовидной трубки прилегают живые клетки меньших размеров.

Заполните таблицу. Слой клеток Какие это клетки? Ткань листа Функция.

Слой клеток Какие это клетки? Ткань листа Функция Кожица листа Бесцветные, прозрачные, среди них есть клетки с хлорофиллом Покровная Защита от повреждений и высыхания, испарение Мякоть листа Плотно прилегают друг к другу, много хлоропластов, зелёные. Столбчатая Фотосинтез Округлые, много межклетников Губчатая Служит для фотосинтеза, газообмена и транспирации (испарения). Жилки листа Сильно вытянутые , с толстыми стенками. Проводящая, механическая Придают прочность , проводят воду и растворенные вещества.

Спасибо за урок. Д/з§24-25. В презентации использованы материалы: http://images.yandex.ru/ ; http://biouroki.ru/material/p . lants /list.html

Предварительный просмотр:

Тест к уроку биологии 6 класс на тему: Клеточное строение листа.

  1. Корневая система представлена:
  1. Боковыми корнями
  2. Боковыми корнями или главным корнем
  3. Главным корнем
  4. Всеми корнями растения
  1. Многие двудольные растения имеют:
  1. Мочковатую корневую систему
  2. Только придаточные корни
  3. Стержневую корневую систему
  4. Боковые или придаточные корни
  1. Придаточными называют корни
  1. Развивающиеся из корешка зародыша
  2. Отрастающие от стебля
  3. Развивающиеся на главном корне
  4. Развивающиеся на корнях, отрастающих от стебля
  1. В поглощении воды и минеральных солей участвует одна из зон корня:
  1. Зона деления
  2. Зона роста
  3. Зона всасывания
  4. Зона проведения
  1. Корневой чехлик :
  1. Обеспечивает передвижение веществ по растению
  2. Выполняет защитную роль
  3. Придаёт корню прочность и упругость
  4. Учавствует в делении клеток
  1. Побегом называют:
  1. Почки
  2. Почки и листья
  3. Стебель с листьями и почками
  4. Цветок
  1. Почка-это:
  1. Видоизмененный побег
  2. Зачаточный побег
  3. Орган растения
  4. Верхушка стебля
  1. Зачаточные бутоны находятся в:
  1. Вегетативной почке
  2. Любой почке
  3. Любом зачаточном побеге
  4. Генеративной почке

9.Побег растения – это:

  1. участок стебля без почек и листьев,
  2. стебель с почками и листьями,
  3. ствол дерева,
  4. подземная часть побега.

10 . Вегетативные почки растений состоят из

  1. зачаточных листьев,
  2. зачаточного стебля,
  3. зачаточных листьев, зачаточного стебля и почек,
  4. зачаточного стебля, зачаточных листьев, почек и цветков.

11. Простой лист состоит из

  1. одной листовой пластины,
  2. одной листовой пластины и черешка,
  3. нескольких листовых пластинок и черешка,
  4. одной или нескольких листовых пластинок.

12 . Сидячий лист

  1. не имеет черешка,
  2. имеет черешок,
  3. имеет одну листовую пластинку,
  4. имеет несколько листовых пластинок,

13. Черешковый лист

  1. имеет одну листовую пластинку,
  2. не имеет черешка,
  3. имеет черешок,
  4. имеет несколько листовых пластинок.

14. Сложный лист

  1. имеет черешок,
  2. имеет одну листовую пластинку,
  3. не имеет черешка,
  4. имеет несколько листовых пластинок.

15. Большинство двудольных растений имеют жилкование

  1. сетчатое,
  2. параллельное,
  3. дуговое,
  4. параллельное и дуговое.

16. Листья растений обеспечивают в основном

  1. воздушное питание и газообмен,
  2. размножение и запасание веществ,
  3. транспорт веществ и размножение,
  4. испарение воды и транспорт веществ,

Конспект урока по теме “Клеточное строение листа”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Тема: Клеточное строение листа

Цель: развивать цитологические представления о строении органов растения; о растительных тканях; определить связь особенностей строения клеток и выполняемых ими функций.

Оборудование: комнатные растения, микроскопы, микропрепараты «Поперечный разрез листа камелии», таблица «Клеточное строение листа».

I. Проверка знаний и умений.

Чем простые листья отличаются от сложных?

Какие растения имеют черешковые и сидячие листья?

Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?

Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?

Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?

Как называется рост растения междоузлиями? (вставочным)

Какие функции выполняет лист?

фронтальная работа по дидактическим карточкам

(1. подписать сложные простые листья. 2. подписать жилкование листьев.) Дидактические карточки остаются на столе.

У большинства однодольных растений корневая система:

Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

Корневой волосок представляет собой:

а) клетку наружного слоя корня с длинным выростом,

б) длинный вырост наружной клетки корня,

в) нитевидный боковой корешок.

Дуговое и параллельное жилкование листьев характерно для:

а) двудольных растений,

б) однодольных растений,

в) большинства двудольных и многих однодольных растений.

В состав побега входят;

а) цветок и плод,

б) стебель с листьями и почками,

в) стебель и корень.

Ответы : 1-б; 2-а; 3-б; 4-б; 5-б.

II. Изучение нового материала.

На интерактивной доске нарисовать растение. Дети обозначают основные части

Задается вопрос всему классу: что является главными частями растения? Этот вопрос и ответы связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению:

Мы с вами изучили строение корня и почки, рассмотрели внешнее строение листа

Сегодня знакомимся с внутренним строением листа.

Давайте вспомним, какое строение имеет растительная клетка?

Почему листья имеют зеленую окраску?

I. Рассказ учителя.

Покровная ткань кожицы листа выполняет защитную функцию. Клетки кожицы плотно прилегают друг к другу, прозрачные.

У многих растений есть приспособления, защищающие лист от солнечных ожогов и других повреждений. Воскообразное жироподобное вещество кутин образует пленку под кожицей листа – кутикулу , слабопроницаемую для газов и паров воды. У молодых листьев кутикула тоньше, у старых – толще. Кутикула защищает растение от избыточной транспирации (испарения).

У растений засушливых мест кутикула более толстая. Засухоустойчивые растения могут иметь опушенность, которая уменьшает нагревание листа, а значит и количество испаряемой воды.

Рассмотреть схему строения устьиц.

Состояние устьиц зависит от соотношения различных факторов, изменяющих тургор замыкающих клеток. Свет способствует размыканию устьиц, а темнота – замыканию. На 1 см 2 листа пшеницы расположено 1 500 устьиц, у подсолнечника – в 10 раз больше, у фасоли – в 20 раз больше. У рогоза их – 1300 на 1 мм 2 . (Проследить взаимосвязь строения органов растения и условий среды).

Осмотическое давление играет большую роль при поступлении воды в клетку. Тургорное давление, или тургор – это напряженное (упругое) состояние органов растения. Потеря тургора (упругости тканей) растением наблюдается в жаркий солнечный день, когда листья испытывают водный дефицит (недостаток воды), теряют тургор (напряженность тканей), становятся дряблыми и повисают как тряпки.

Процесс испарения воды растением получил название транспирации. В основе транспирации лежит физический процесс испарения. Интенсивность транспирации регулируется с помощью устьиц. Устьице (устьичный аппарат) состоит из двух замыкающих клеток. В замыкающих клетках находятся хлоропласты. В хлоропластах замыкающих клеток устьиц имеется крахмал, который может под влиянием фермента амилазы переходить в сахар. При этом осмотическое давление увеличивается, так как сахар притягивает воду, тургор возрастает, и устьица открываются. При обратном переходе сахара в крахмал замыкающие клетки теряют воду, и устьица закрываются.

Пользуясь таблицей и рис. 84 на с. 110 учебника, объяснить строение клеток мякоти (основной ткани) листа. Обратить внимание на количество хлоропластов в клетках столбчатой и губчатой тканей. Чем это вызвано? При затруднении объяснить, почему на нижней части листа в клетках меньше хлоропластов.

Губчатая ткань – это ткань из округлых, очень рыхло расположенных клеток, с большими пространствами – межклетниками. Губчатая ткань приспособлена улавливать рассеянный свет. У теневыносливых растений в большинстве случаев вся мякоть листа состоит из губчатой ткани

Рассмотреть микропрепараты «Строение кожицы листа», «Поперечный разрез листа камелии».

Выполнить лабораторные работы.

Функции клеток листа

III. Закрепление изученного.

Какое строение имеют клетки кожицы листа?

Какую функцию они выполняют?

Что такое кутикула, какова ее роль?

Какое строение имеют замыкающие клетки устьиц?

Каково строение клеток столбчатой ткани?

Какова роль межклетников?

Устьица необходимы растениям для .

поглощения воды и воздуха из внешней среды;

выделения воды и газообразных продуктов обмена во внешнюю среду;

поглощения и выделения воды и газов (газообмена).

Устьица находятся в .

срединной ткани листа;

Испарение воды с поверхности листа происходит.

ночью, при закрытых устьицах;

днем, при открытых устьицах;

при низкой влажности воздуха;

при высокой влажности воздуха.

Домашнее задание: § 24.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

Тема урока: Клеточное строение листа

Цель урока : развивать цитологические представления о строении органов растения; о растительных тканях; определить связь осо­бенностей строения клеток и выполняемых ими функций.

Оборудование: комнатные растения, микроскопы, микропрепа­раты «Поперечный разрез листа камелии», таблица «Клеточное строение листа».

На уроке используются тестовые задания, дидактические карточки, проводятся лабораторные работы. Для закрепления изученного материала целесообразно также провести небольшое тестирование.

Открытый урок по теме: «Строение и функции листа. Внутреннее строение листа».

Раздел : 7.2 A Питание

живых организмов

Школа:

Дата:

ФИО учителя: Альмухамбетова М.С.

класс: 7

Участвовали: 17 уч – ся

Не участвовали: 0 уч – ся

Тема урока

Строение и функции листа. Внутреннее строение листа.

Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

7.1.2.1 – описывать внутреннее строение листа и объяснить взаимосвязь между строением и функцией

Цели урока

Все учащиеся:

– описывают внешнее и внутреннее строение листа.

Большинство учащихся:

– описывают внешнее и внутреннее строение листа – объясняют взаимосвязь между строением и функцией листа.

Некоторые учащиеся:

-описывают внешнее и внутреннее строение листа

– объясняют взаимосвязь между строением и функцией листа

– описывают роль листа в процессе фотосинтез.

Критерии оценивания

Знают и описывают название внутренней структуры листа. Анализируют функции и определяют соответствие их со структурой листа. Объясняют взаимосвязь между строением и функцией и делают выводы.

Языковые цели

Осуществляются через коммуникативный подход: работа в группе, в паре, работа с текстом учебника, участие в диалоге.

Учащиеся могут: называть составные части листа и их функции.

Предметная лексика и терминология:

Кожица, столбчатая ткань, губчатая ткань, черешок, листовая пластинка, устьица, замыкающие клетки, мякоть листа, воздушные полости

Серия полезных фраз для диалога/письма

Листовая пластинка состоит из….

В связи с тем, что…….

Привитие ценностей

Уважение, труд и творчество, сотрудничество через выполнение заданий.

Межпредметная связь

Физика (через изучения процесса транспирации)

Предшествующие знания

Естествознание 5 класс

5.3 А Процессы в живой и неживой природе

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Учитель дает задания, которые участники выполняют, молча в образовавшейся паре. После этого по заданию учителя внешний круг двигается вправо на шаг.

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Дифференцированные задания по карточкам.

Взаимопроверка, после того как учитель раздает модуль ответа.

Прием «В поисках сокровищ».

Отгадав ребусы и загадки, мы узнаем, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Обратите внимание на интерактивную доску. На ней изображены ребусы. Посмотрите внимательно, расшифруйте ребусы.

  1. Летом вырастают,
    Осенью опадают.
  2. Летают, кружатся,
    На землю ложатся,
    С земли не встают
    И тут пропадут.

3. Падают с ветки

Формативное оценивание: учитель поощряет учащихся – похвалой за правильные ответы.

Тема урока: «Строение и функции листа. Внутреннее строение листа».

Учитель обсуждает с детьми цели урока.

Работа в группах по заданию

Учитель обращает внимание детей на правило работы в группе.

Просмотр видеофрагмента «Строение листа» сайт «Билимленд».

Задание:

  1. Изучить, внешнее строение листа.
  2. Изучить, внутреннее строение листа.
  3. Иучить виды, формы листьев

Каждая группа составляют кластер по данной теме. Защищает кластер у доски 1 спикер. Остальные участники группы дополняют.

1 группа Внешнее строение листа .

Дескрипторы

  • дают определения понятию – лист.

– описывают внешнее строение листа.

2 группа Внутреннее строение листа.

Дескрипторы

  • описывают внутреннее строение листа

3 группа Виды и формы листьев.

Дескрипторы

– объясняют виды листорасположения, жилкования.

Каждая группа составляет по 1 вопросу низкого и высокого порядка к своей теме и задает эти вопросы другой группе.

Формативное оценивание:

Физминутка

Очень биологию мы любим! Шеей влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело. В атмосфере есть азот, делай вправо поворот. Так же есть и кислород, делай влево поворот, воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.

К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!

Дети встают в круг друг за другом, представив себя деревьями в лесу, и выполняют действия под чтение текста.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть. Бодрость и радость жизни.

Правила работы в группе

Раздаточ – ный материал, параграф учебника.

Ссылка на основную публикацию