Насекомые, снижающие численность вредителей растений — урок

Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Представленная разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 7 класса Константинова В. М. и др. Биология: Животные издательства Вентана-Граф. Прилагается презентация (в очень сокращенном варианте в связи с техническими требованиями к размещаемым материалам).

Скачать:

ВложениеРазмер
nasekomye-vrediteli_urok.docx24.1 КБ
nasekomye-vrediteli_kulturnyh_rasteniy_i_perenoschiki_zabolevaniy_cheloveka.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Урок «Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека»

Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Оборудование: таблицы из серии «Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними», коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

5. Грена тутового шелкопряда – это:

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Использование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых

IV. Закрепление материала.

Б – Комары малярийные.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

  1. Иванова Т. В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В. М. , Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  3. Пименов А. В., Пименова Е. А. Биология: Дидактические материалы к разделу «Животные». 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И. А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Прямокрылые Азиатская перелетная саранча Одно насекомое съедает до 250-300 г зелёной массы. Личинки саранчи объедают всё растение целиком, а взрослые особи могут просто перегрызать основания стеблей.

Тли Угнетают развитие растений, высасывая из них сок. Могут переносить вирусы, вызывающие болезни растений.

Клоп постельный – кровососущий паразит

Майский жук – вредитель леса

Яблонная плодожорка Небольшая серая бабочка, в размахе крыльев до 18мм. Повреждает гусеница желто-белого или розоватого цвета с коричневой головой, плоды яблони, реже – груши. Гусеницы появляются после цветения и вгрызаются в мякоть плодов. Проникнув в семенную камеру, выедают часть семян. В результате поврежденные плоды теряют товарную ценность и не пригодны к хранению. В отдельные годы с засушливым летом плодожорка уничтожает до50-60% урожая.

Оводы Личинки оводов, которые развиваются под кожей млекопитающих, вызывают воспаление.

Тараканы Загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания. Могут переносить различные болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.

Вши Питаются кровью человека. Являются переносчиками сыпного и возвратного тифа.

Блохи Бескрылые насекомые длиной до 5 мм. Сплющенное с боков тело приспособлено к обитанию в шерсти зверей и в перьях птиц. Задние ноги прыгательные. Ротовой аппарат колюще-сосущий.

Физические Химические Агротехнические Биологические Методы борьбы с насекомыми-вредителями

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация -сопровождение урока природоведения 7 класс по программе Пономаревой.

Презентация содержит фотографии насекомых и сведения о приносимом ими вреде.

Порой природа поражает нас красочностью и разнообразием своих творений. И любой живой организм в ней – есть великая красота, тайна и великая загадка. И некоторые загадки, быть может, никогда не .

Урок предусматривает обобщение пройденного материала по теме: Тип Членистоногие Класс Насекомые. Ученики готовят сообщения о насекомых вредителях.

Презентация ” Значение домашних животных и культурных растений для человека” к первому уроку по биологии 5 класс по Н.И.Понамарёвой.

Данную работу можно использовать на уроках краеведения в 9 классе.

Разработка открытого урока биологии в 7 классе по теме:«Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

5. Грена тутового шелкопряда – это:

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

ПредставителиЗначение, примеры
ПрямокрылыеАзиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях
ТлиУгнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений
КлопыВредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство
ЖукиЛичинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев
БабочкиГусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти
ПерепончатокрылыеЛичинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья
ДвукрылыеЛичинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.
ТараканыЧерные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию
ВшиПереносчики сыпного и возвратного тифа
БлохиПереносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

ПримерыФизическиеСбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоемаХимическиеОбработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядамиАгротехническиеСмена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомыхБиологическиеИспользование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых

IV. Закрепление материала.

Переносчики болезней:

Б – Комары малярийные.

Е – Божьи коровки.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

  • Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  • Константинов В.М. , Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  • Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу “Животные”. 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  • Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.
  • Как обучать биологии. Животные. 8 класс (17 стр.)

    Для письменной проверки знаний можно использовать карточки, которые были предложены на предыдущих уроках. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель демонстрирует изображения насекомых-вредителей сада и предлагает учащимся сказать, как называются эти насекомые, каких из них они видели живыми, какой вред человеку причиняет каждое из них. Учащиеся навряд ли смогут дать полные ответы, поэтому далее учитель сам рассказывает, что часто во время цветения яблонь многие бутоны не распускаются, цветки буреют, а если раскрыть такой бутон, то в нем находится личинка или куколка жука яблонного цветоеда. Обращает внимание на то, что многие образовавшиеся яблоки преждевременно опадают, в каждом из них имеется червоточина, а в разрезанном яблоке можно увидеть гусеницу бабочки яблонной плодожорки.

    После учитель рассказывает о том, что во время цветения земляники многие ее цветоносы бывают поникшими, словно подрезанными, созревающие плоды малины и смородины – “червивыми”; демонстрирует изображения пораженных растений и насекомых, с которыми связаны такие поражения.

    Отметив, что большой вред в садах наносят тли и многие другие насекомые, учитель демонстрирует изображение непарного шелкопряда и рассказывает, почему так названа эта бабочка, чем она опасна, на какой стадии зимует, по каким признакам можно узнать ее яйцекладки.

    Из других опасных насекомых-вредителей леса учитель знакомит учащихся с бабочкой сосновым шелкопрядом, жуками-короедами, жуками-усачами, рассказывает о вреде, причиняемом лесам майским жуком.

    Сообщив, что сельскому и лесному хозяйствам в нашей стране наносят ущерб около 700 видов насекомых-вредителей, учитель называет механические, агротехнические, химические и биологические методы борьбы с ними. Предлагает учащимся рассказать, какие из этих методов способствуют снижению численности уже известных им насекомых: саранчи, вредной черепашки, яблонного цветоеда, малинного жука, крыжовниковой огневки, непарного шелкопряда и др.

    После уточнения и дополнения ответов учащихся, учитель задает вопрос: какие методы борьбы с насекомыми-вредителями наиболее эффективны и почему?

    После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; заполнить в тетради таблицу “Насекомые – вредители сада и леса” (название насекомых-вредителей, их принадлежность к отряду, причиняемый вред), раскрыть содержание понятий: “методы снижения численности насекомых-вредителей” (механические, агротехнические, химические, биологические).

    Урок 8. Насекомые, снижающие численность вредителей растений

    Задачи: познакомить учащихся с внешним видом и образом жизни хищных насекомых, наездников и яйцеедов; показать их значение в сокращении численности насекомых-вредителей.

    Оборудование: натуральные объекты (куколки бабочки-каустницы, пораженные наездником, коконы белянкового наездника, жужелицы из коллекционного материала), таблица “Насекомые-хищники, наездники и яйцееды”; рисунки развития насекомых для монтировки на классной доске.

    Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения при работе с раздаточным материалом.

    Ход урока

    Урок целесообразно начинать с уплотненной проверки знаний учащихся: устной индивидуальной о насекомых-вредителях сада и леса и письменной индивидуальной (по дидактическим карточкам) о членистоногих.

    Вопросы для устной проверки знаний:

    1. Какие насекомые наносят вред растениям сада?

    2. Какие насекомые и чем опасны для деревьев леса?

    3. Какие меры используют для сокращения насекомых-вредителей растений?

    Для письменной проверки знаний можно использовать карточки, которые были предложены на предыдущих уроках.

    После подведения итогов устной проверки знаний учитель демонстрирует изображения божьих коровок, жужелиц, рыжих лесных муравьев и златоглазок, предлагает учащимся назвать их и сказать, к каким отрядам относятся эти насекомые, по каким признакам их можно узнать в природе, чем они питаются.

    Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель рассказывает, какие божьи коровки приносят человеку наибольшую пользу, почему их называют божьими (их не трогают птицы, они имеют предупреждающую окраску, выделяют в случае опасности оранжевую ядовитую жидкость), или тлевыми (питаются тлями). Обращает внимание на хищный образ жизни личинок, зимовку взрослых жуков под корой деревьев и опавшими листьями.

    О жужелицах учащиеся знают меньше, поэтому учитель поясняет, что большинство их – многоядные хищники, и рассказывает, какую пользу приносит красотел пахучий.

    Рыжие лесные муравьи известны многим школьникам. Поэтому в процессе беседы учащимся предлагается ответить на вопросы: как называют гнездо муравьев и каково его строение, каков состав муравьиной семьи, какие муравьи в семье самые многочисленные, чем они отличаются от других членов семьи, какую работу в муравейнике они выполняют, чем питаются муравьи, как происходит увеличение численности муравьиной семьи и образование новых семей, почему при разорении муравейника вся семья муравьев погибает.

    Из других хищных насекомых большой интерес у школьников вызывают златоглазки. Учитель демонстрирует изображения этих хищников и их яйцекладки, предлагает учащимся отметить признаки, по которым можно узнать златоглазок и их яйцекладки в природе, рассказывает, чем питаются взрослые особи и их личинки.

    Далее учитель рассказывает о наездниках и яйцеедах, демонстрирует коконы белянкового наездника и их изображения на погибших гусеницах бабочки-капустницы. Просит учащихся объяснить наблюдаемое явление, а затем рассказывает об откладывании самками наездника яиц в тело молодых гусениц капустницы, паразитическом образе жизни их личинок, существовании наездников, откладывающих яйца в тело куколок.

    Показав изображения трихограммы и теленомуса, учитель сообщает, что в природе существуют крошечные перепончатокрылые, самки которых откладывают яйца в яйца других насекомых (яйцееды). Рассказывает, какую пользу они приносят человеку, их разводят в специальных лабораториях, а после высаживают в садах, полях и на огородах.

    После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы, в тетради заполнить таблицу “Насекомые, полезные в растениеводстве и лесоводстве” (название насекомых, их принадлежность к отряду, приносимая польза).

    Урок 9. Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных

    Задачи: познакомить учащихся с внешним видом и образом жизни насекомых – переносчиков возбудителей болезней, а также насекомых – паразитов человека и домашних животных.

    Оборудование: таблицы с изображением внешнего вида и развития комнатной мухи, бычьего кожного овода, обыкновенного и малярийного комаров, рисунки мухи-жигалки, вшей и блох.

    Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

    Ход урока

    Урок целесообразно начинать с уплотненной проверки знаний учащихся: устной индивидуальной о насекомых, снижающих численность вредителей растений, и письменной индивидуальной (по дидактическим карточкам) о насекомых.

    Вопросы для устной проверки знаний:

    1. Что представляют собой божьи коровки и жужелицы и каково их значение в сокращении численности насекомых-вредителей растений?

    2. Что представляют собой семьи лесных рыжих муравьев, как живут эти насекомые и какова их роль в природе?

    3. Каких насекомых называют наездниками и яйцеедами и какова их роль в сокращении насекомых-вредителей растений?

    Дидактические карточки:

    Карточка 7. На рисунке изображены: клоп-вредная черепашка, саранча, тля, свекловичный долгоносик, бабочка-капустница.

    Напишите, как называют и к каким отрядам относят изображенных насекомых. Какой вред наносит растениям каждое из этих насекомых? На каких стадиях развития?

    Карточка 8. На рисунке изображены яблоневая плодожорка, малинно-земляничный долгоносик, короед, непарный шелкопряд.

    Напишите, как называются и к каким отрядам относятся насекомые. Какой вред и на каких стадиях развития наносит каждое из этих насекомых растениям сада или леса?

    После проверки знаний учитель демонстрирует изображения мух (комнатной, домовой, осенней жигалки), предлагает учащимся назвать отряд, к которому их относят, выявить признаки различия между ними, рассказать, какой вред они приносят человеку. Комментируя получаемые ответы, учитель разъясняет, что эти двукрылые на лапках переносят с нечистот на продукты питания человека яйца аскарид и возбудителей таких тяжелых заболеваний, как брюшной тиф, дизентерия, холера; что споры этих болезнетворных бактерий имеются и в их испражнениях. После задает вопрос: почему особенно много мух бывает в жилье человека, поблизости от которого имеются скопления гниющих органических остатков и навоза? Если школьники не могут ответить на поставленный вопрос, учитель демонстрирует изображение стадий развития комнатной мухи и характеризует каждую из них (яйца белые продолговатые; личинки белые червеобразные, безголовые, безногие; куколки в оболочках личинок последнего возраста красно-бурого цвета). После этого учитель предлагает учащимся объяснить, какие меры способствуют сокращению численности комнатных и других мух, приспособившихся к жизни в жилье человека и вблизи от него?

    Насекомые, снижающие численность вредителей растений — урок

    Цели урока: познакомить учащихся с хищными насекомыми, уменьшаю­щими численность вредителей растений, с мероприятиями по охране полез­ных насекомых; раскрыть особенности рыжих лесных муравьев в связи общественным образом жизни; продолжить формированиеумений работать с учебником и дополнительными материалами.

    Оборудование: коллекция насекомых, диафильм «Отряд Перепончатокрылые».

    I. Организационный момент

    II. Письменный опрос по вариантам (10 минут)

    1. Чем отличается постельный клоп от комнатной мухи? В чем заключаются

    черты приспособленности к среде обитания и образу жизни?

    2. Какие существуют меры борьбы с насекомыми, переносящими болез­ни человека?

    1. Чем отличается блоха от комара обыкновенного? В чем заключаются черты приспособленности их к среде обитания и образу жизни?

    2. Какие меры борьбы с подкожным оводом можно предложить?

    1. Чем отличается комар обыкновенный от комара малярийного? Можно ли предупредить размножение этих насекомых?

    2. Комнатная муха обладает колоссальной плодовитостью. Как предупре­дить размножение этих насекомых?

    Вариант IV (повышенной сложности), выборочно Составьте тестовые задания для проверки знаний по теме «Насеко­мые — переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сель­скохозяйственных животных». .

    III. Активизация познавательной деятельности

    О Предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то животное. Что это за животное? Имея определенные знания о жизни этого животного, составьте небольшой рассказ с опорой на эти слова (обсуждение в парах).

    Примерный перечень слов: семья, холмик, пень, куча, мусор, лес, тля.

    — Посмотрите на тему сегодняшнего урока, как она связана с нашим объ­ектом (рыжим муравьем)?

    Обсуждение в четверках.

    Подсчитано, что муравьи среднего муравейника защищают от вредных.на- секомых 0, 25 га леса, а крупного — до 1 га. Ежедневно в гнездо доставляется несколько тысяч насекомых. К одному муравейнику, например, было дост­авлено за день (йаписано на доске): 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц дубовой листовертки, 6500 куко­лок различных бабочек.

    IV. Изучение нового материала

    Работа выполняется по вариантам. Каждому варианту предлагается свой текст. После этого организуется работа в парах по обмену информацией; в за­вершение всего подводятся итоги и формулируются выводы.

    Вариант I. Зачем муравью муравейник?

    Муравейник — это гнедо, дом муравьиной семьи.Свои гнезда-купола муравьи ис­пользуют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла. Утром и вечером, когда солнце еще невысоко над горизонтом, муравьиные кучи поглощают, а значит и передают в гнездо больше солнечного тепла, чем приняла бы плоская поверхность земли. Особенно важно такое рациональное использование солнечной энергии в тени­стых местообитаниях. Поэтому в затемненных еловых лесах муравейники выше, чем в светлых сосновых.

    Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает.

    Интересно, что в муравейнике происходит постоянное перемещение строительно­го материала. В этом процессе влажный материал с глубины время от-времени выносит­ся на просушку на поверхность, что необходимо для защиты от заплесневения. Как велика эта опасность, видно на примере заброшенных муравейников: без постороннего ворошения они очень скоро покрываются плесенью и сгнивают.

    Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высо­ты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население сред­них гнезд насчитывает около 500 ООО особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой дру­гие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают запаховые дороги, по кото­рым транспортируют пищевые продукты и строительный материал. Длина дорог может превышать 100 м, а их общая протяженность доходить до 1000 м.

    Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насе­комых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспорти­руют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу — каждый тащит в свою сторону. Однако, по­скольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике.

    Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жи­лища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влаж­ность), что недоступно одиночным видам.

    Кроме этого, возможность совместных действий дает и другие важные преимущес­тва. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добы­чей, недоступной для одного насекомого такого же размера. Муравей, обнаружив богатый источник пищи, может сообщить своим собратьям о его местонахождении, и те не тратят времени и сил на поиски пищи.

    Всем настоящим общественным насекомым свойственен полиморфизм (см. рис. 142, стр. 97). Имеются размножающиеся особи (матки и самцы) и бесплодные рабочие. Матка большую часть своей жизни избавлена от добывания пищи, охраны потомства и т. п.; поэтому вероятность ее гибели резко снижается, а плодовитость может быть очень высокой. Между рабочими особями тоже часто существует «разделение труда». Одни из них охраняют жилище, так что потомство и запасы пищи не остаются без защиты; дру­гие ухаживают за потомством; третьи в это время заняты поиском и сбором пищи. Не­редко имеется разделение бесплодных особей на касты (например, «медовых бочек» и «солдат»): специализированное строение позволяет им лучше справляться с определен­ными функциями.

    Вариант II. Муравьиная семья. Как общаются муравьи?

    Почти все муравьи — общественные перепончатокрылые насекомые. В природе муравьев не спутаешь с другими насекомыми: бескрылые, очень активные, все время что-то ищущие, суетящиеся. Редко увидишь одиночного муравья, даже вдали от гнезда обычно их всегда много. Это рабочие муравьи. Численность в одном гнезде измеряется тысячами, десятками тысяч, а в некоторых и до миллиона особей. Кроме них в семье бывает одна или несколько маток. Они тоже бескрылые, никогда не покидают гнездо. Раз в году в семье появляются крылатые молодые самцы и самки. Крылья у них слабые и для вылета в брачный полет они ждут теплого безветренного дня. Такой вылет происхо­дит одновременно, в один и тот же день и в одни и те же часы у всех муравьев данного вида, живущих в этой местности. Этим обеспечивается перекрестное оплодотворение. Самцы муравьев после роения погибают. Оплодотворенные самки (царицы), опустивш­ись на землю, сбрасывают ставшие ненужными крылья и спешат спрятаться, найти ук­ромное местечко, где можно основать новую семью. Впрочем, чаще их обнаруживают рабочие муравьи из близлежащего муравейника и затаскивают в свое гнездо. Поэтому там может находиться одновременно несколько самок.

    Рабочие муравьи живут около года, царицы могут жить до 18 лет. А семья в целом живет десятки лет. Известны семьи рыжих муравьев, которые оставались живыми более 100 лет.

    Гнезда большинства муравьев связаны с почвой. Они могут иметь форму насыпных холмиков из почвы или растительных остатков — те самые муравейники, которые и бросаются нам в глаза. Немало муравьев имеют гнезда в почве без насыпных холмиков сверху либо гнездятся в древесине или под камнями.

    Преобладающее большинство муравьев — хищники, вскармливающие своих личи­нок животной пищей, в основном насекомыми. Большинство наших муравьев охотятся на нерасторопных насекомых, в основном на личинок и гусениц. Рабочие муравьи пи­таются, как правило, углеводной пищей, которую добывают на цветущей растительно­сти или же «доением» сосущих насекомых, преимущественно тлей. Тли в присутствии муравьев увеличивают концентрацию сахара в выделениях и выдавливают их в ответ на прикосновение усиков муравьев. Интересно, что жидкая углеводная пища, находящая­ся в зобике муравья, принадлежит не только ему, а является общим достоянием и пере­дается любому члену семьи по первому его требованию. Между рабочими муравьями существует разделение труда. Только что появившиеся рабочие муравьи — это няньки, занимающиеся уходом за личинками и кормлением цариц. Рабочие муравьи более старшего возраста выполняют разнообразные работы: разделывают принесенную до­бычу, убирают мусор, надстраивают гнездо. Затем они становятся фуражирами. Среди фуражиров одни специализируются на охоте, другие на добыче сладкой пищи, третьи таскают материал для надстройки гнезда.

    При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и хи­мические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборони­тельную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги —ундекана. Нужно заметить, чтоубольшин- ства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Одна­ко ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одно­временно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрыз­гивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно при­соединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейни­ка и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества,, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, по­зволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо.

    Некоторые муравьи утратили способность к самостоятельному устройству гнезд молодыми самками и перешли к социальному паразитизму в гнездах других муравьев. Сюда относятся так называемые муравьи — «рабовладельцы». Они совершают набеги на гнезда муравьев других видов, откуда похищают их коконы, из которых в гнезде по­хитителей выводятся рабочие муравьи, становящиеся «рабами». Эти «рабы» ведут себя так, как будто находятся в собственном гнезде: воспитывают личинок хозяев, строят гнездо, добывают корм, словом, чувствуют себя полноправными членами семьи, ведь запах у всех обитателей гнезда одинаков.

    & ‘Муравьи — общественные перепончатокрылые насекомые.

    jss Муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы и рабочих му­равьев; крылатые самцы — только в период размножения. Внутри семьи существует распределение обязанностей.

    & Муравьи регулируют численность насекомых — вредителей леса.

    jgf Муравьи нуждаются в охране!

    — Кого еще из насекомых можно записать в число наших верных друзей?

    Проводится работа с рисунками учебника (§ 32, стр. 97, рис. 141, 143).

    Божьи коровки съедают в день по сотне, а то и больше тлей. Личинка коров­ки тоже очень прожорлива. Вылупившись, она съедает пустую оболочку яйца. А затем отправляется искать тлей, которых ей требуется с каждым днем все больше. Хищные и прожорливые божьи коровки — прекрасные защитники на­ших полей и огородов от тли.

    Жужелицы, как правило, лишены способности летать (их крылья обычно не­доразвиты), но бегают быстро и проворно. Многие жужелицы красиво и ярко ок­рашены. Эти жуки не только красивы, они уничтожают вредных насекомых, червей, слизней. Поэтому все жужелицы заслуживают внимания и охраны.

    Вопросы к рис. 143:

    — Гусеница бабочки-капустницы перед окукливанием переползает на за­боры, стены надворных построек и превращается в куколку. Некоторые

    гусеницы в куколок не превращаются: около них появляются какие-то золотистые кокончики, а сами гусеницы погибают. Как можно объяс­нить такое явление?

    — Осенью и зимой в надворных постройках можно обнаружить куколки бабочки-капустницы. Некоторые из них — побуревшие, не проявляют никаких признаков жизни. Разломив такую куколку, можно заметить, что внутри она наполнена какими-то червеобразными личинками. Кто и каким образом «съел» куколку?

    Таким образом, в природе существуют естественные регуляторы числен­ности насекомых-вредителей — это хищники и паразиты (наездники). Их ис­пользуют в биологической борьбе против вредных насекомых. Необходимо внимательно относиться к ним, охранять и беречь их.

    Твой огород

    выращивание огурцов, помидор, перца, земляники, клубники в открытом грунте и теплицах.

    Меню огородника

    Свежие записи

    Снижаем численность вредителей

    Обычно распространение вредных организмов носит очаговый характер. Для того чтобы не допустить хозяйственно ощутимых потерь урожая, необходимо изучить факторы, способствующие образованию очагов. Один из них — засоренность посевов, при которой создаются особенно благоприятные условия для размножения многих вредных насекомых.

    При обследовании трех полей сахарной свеклы только на одном из них, наиболее засоренном, был выявлен очаг лугового мотылька с плотностью до 30 особей на одно сорное растение. На остальных двух полях, относительно чистых от сорняков, яйца и гусеницы этого насекомого не были обнаружены, несмотря на то, что одно из полей находилось на расстоянии менее 1 км от очага.

    Во время массового размножения лугового мотылька гусеницы первой генерации повреждали не только обычно заселяемые ими сахарную и кормовую свеклу, подсолнечник, овощные растения, многолетние бобовые травы, но и культурные злаки на полях и огородах, где имелись в большом количестве двудольные сорняки.
    Обычно сильнее заселяются вредителями края поля, но если развитие насекомых тесно связано с сорной растительностью, очаги возникают на засоренных участках независимо от их расположения.

    Распространение вредителей зависит от структуры посевных площадей, размещения культур в севооборотах, времени сева в пределах оптимальных сроков, качества подготовки и внесения органических удобрений и других факторов.

    Чистый и занятой пар. Образование очагов корневой свекловичной тли происходит прежде всего на тех площадях, где за 1-2 года до сева сахарной свеклы вносят свежий навоз, особенно если его неравномерно распределяют по полю, создавая тем самым участки с повышенной засоренностью.

    Поэтому на парах, где после озимых будет размещена свекла, надо особенно строго следить за тем, чтобы вносился только полу перепревший навоз, содержащий незначительное количество жизнеспособных семян сорняков. Это позволит снизить до минимума численность корневой свекловичной тли в почве к моменту сева сахарной свеклы.

    Кукуруза, подсолнечник. В связи с тем, что личинки серого свекловичного долгоносика развиваются на корневой системе осотов, вьюнка полевого и других сорняков более одного года, очень важно на предшествующей подсолнечнику культуре уничтожить сорную растительность.

    Для защиты семян и всходов кукурузы от повреждений проволочниками и ложнопроволочниками рекомендуется под предпосевную культивацию вносить азотные удобрения в виде аммиачной воды.

    Наиболее ценные сорта кукурузы и подсолнечника следует высевать в середине оптимального срока для получения дружных всходов. Такие посевы меньше страдают от повреждений почвообитающими вредителями и шведской мухой, особенно в годы с холодными и затяжными веснами.

    Во время массовой откладки яиц луговым мотыльком на посевах кукурузы и подсолнечника проводят междурядную обработку для уничтожения сорной растительности. На засохших сорняках отрождающиеся гусеницы лугового мотылька в массе погибают. Особенно важно проводить эту операцию на посевах, где исключены химические обработки против мотылька.

    Сахарная свекла. После уборки озимой пшеницы, являющейся предшественником сахарной свеклы, для лишения корневой свекловичной тли кормовых растений уничтожают сорняки путем лущения стерни дисковыми и лемешными лущильниками.

    При использовании сельскохозяйственной авиации для опрыскивания посевов сахарной свеклы против свекловичных долгоносиков и блошек необходимо предварительно, сразу после появления всходов этой культуры, обработать наземной аппаратурой краевые полосы полей, так как они обычно наиболее сильно заселяются вредителями.

    Это нужно еще и потому, что при наличии лесополос авиаопрыскивание краевых участков поля проводится с большей высоты, чем предусмотрено технологией, а следовательно, менее тщательно.

    Семенники многолетних бобовых трав. Важным резервом в увеличении производства семян люцерны могут служить летние широкорядные посевы. Однако их часто повреждают гусеницы второго поколения озимой совки и другие почвообитающие вредители.

    В результате посевы прореживаются, уменьшается валовой сбор семян этой ценной культуры. Увеличение норм высева не дает желаемого эффекта, так как в загущенном травостое завязывается меньше полноценных бобиков.

    Следует учесть, что на площадях, где создаются наиболее благоприятные условия для размножения вредителей, предлагаемые меры не всегда могут снизить численность отдельных видов до хозяйственно неощутимых размеров. Поэтому в установленные сроки необходимо проводить обследования для решения вопроса о целесообразности применения инсектицидов.

    Уроки Совы Филиновны

    Основное меню

    План-конспект урока

    Начальная школа

    Русский язык

    Литература

    Английский язык

    Немецкий язык

    Французский язык

    Испанский язык

    История России

    Всемирная история

    Биология

    География

    Математика

    Урок биологии “Насекомые, снижающие численность вредителей растений”

    Задачи: познакомить учащихся с внешним видом и образом жизни хищных насекомых, наездников и яйцеедов; показать их значение в сокращении численности насекомых-вредителей.

    Оборудование: натуральные объекты (куколки бабочки-каустницы, пораженные наездником, коконы белянкового наездника, жужелицы из коллекционного материала), таблица «Насекомые-хищники, наездники и яйцееды»; рисунки развития насекомых для монтировки на классной доске.

    Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, наблюдения при работе с раздаточным материалом.

    Ход урока

    Урок целесообразно начинать с уплотненной проверки знаний учащихся: устной индивидуальной о насекомых-вредителях сада и леса и письменной индивидуальной (по дидактическим карточкам) о членистоногих.

    Вопросы для устной проверки знаний:

    1. Какие насекомые наносят вред растениям сада?

    2. Какие насекомые и чем опасны для деревьев леса?

    3. Какие меры используют для сокращения насекомых-вредителей растений?

    Для письменной проверки знаний можно использовать карточки, которые были предложены на предыдущих уроках.

    После подведения итогов устной проверки знаний учитель демонстрирует изображения божьих коровок, жужелиц, рыжих лесных муравьев и златоглазок, предлагает учащимся назвать их и сказать, к каким отрядам относятся эти насекомые, по каким признакам их можно узнать в природе, чем они питаются.

    Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель рассказывает, какие божьи коровки приносят человеку наибольшую пользу, почему их называют божьими (их не трогают птицы, они имеют предупреждающую окраску, выделяют в случае опасности оранжевую ядовитую жидкость), или тлевыми (питаются тлями). Обращает внимание на хищный образ жизни личинок, зимовку взрослых жуков под корой деревьев и опавшими листьями.

    О жужелицах учащиеся знают меньше, поэтому учитель поясняет, что большинство их – многоядные хищники, и рассказывает, какую пользу приносит красотел пахучий.

    Рыжие лесные муравьи известны многим школьникам. Поэтому в процессе беседы учащимся предлагается ответить на вопросы: как называют гнездо муравьев и каково его строение, каков состав муравьиной семьи, какие муравьи в семье самые многочисленные, чем они отличаются от других членов семьи, какую работу в муравейнике они выполняют, чем питаются муравьи, как происходит увеличение численности муравьиной семьи и образование новых семей, почему при разорении муравейника вся семья муравьев погибает.

    Из других хищных насекомых большой интерес у школьников вызывают златоглазки. Учитель демонстрирует изображения этих хищников и их яйцекладки, предлагает учащимся отметить признаки, по которым можно узнать златоглазок и их яйцекладки в природе, рассказывает, чем питаются взрослые особи и их личинки.

    Далее учитель рассказывает о наездниках и яйцеедах, демонстрирует коконы белянкового наездника и их изображения на погибших гусеницах бабочки-капустницы. Просит учащихся объяснить наблюдаемое явление, а затем рассказывает об откладывании самками наездника яиц в тело молодых гусениц капустницы, паразитическом образе жизни их личинок, существовании наездников, откладывающих яйца в тело куколок.

    Показав изображения трихограммы и теленомуса, учитель сообщает, что в природе существуют крошечные перепончатокрылые, самки которых откладывают яйца в яйца других насекомых (яйцееды). Рассказывает, какую пользу они приносят человеку, их разводят в специальных лабораториях, а после высаживают в садах, полях и на огородах.

    После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы, в тетради заполнить таблицу «Насекомые, полезные в растениеводстве и лесоводстве» (название насекомых, их принадлежность к отряду, приносимая польза).

    Читайте также:  Паутинный клещ – как уничтожить вредителя в саду, на огороде и комнатных растениях
    Ссылка на основную публикацию